Иркутское время
12:30
Понедельник, 18 Октября
Курсы валют
сегоднязавтра
82.73 82.73
71.24 71.24
Котировки
РТС 1891.56 3.04
ММВБ 4261.82 16.69
Brent 84.76 0.1

ТПП Восточной Сибири поддерживает производителей против обязательной маркировки "молочки"

00:2805.11.2020 1811

Специалисты организации подготовили аналитику и предложения от предприятий молочной отрасли региона для Минэкономразвития РФ

"Торгово-промышленная палата Восточной Сибири" поддержала производителей, выступающих против обязательной маркировки молочной продукции. В организацию многократно поступали обращения представителей бизнеса, обеспокоенных вводом системы маркировки. Обобщенные рекомендации профильного комитета при ТПП ВС вошли в основу консолидированной позиции бизнеса по данному вопросу, которую президент ТПП РФ Сергей Катырин обозначил в письме на имя министра торговли РФ Дениса Мантурова в начале года. Кроме того, в соответствии с поручением министра экономического развития РФ Максима Решетникова, специалисты ТПП ВС подготовили свод аналитической информации и предложений, поступивших от предприятий молочной отрасли региона, в том числе компании "Ангария" Фабрика Мороженого" и "Белореченское", и направили их в Минэкономразвития России. Об этом сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу ТПП Восточной Сибири.

12 декабря прошлого года состоялось совместное заседание комитета по предпринимательству в сфере торговли, услуг и общественного питания и комитета по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере при ТПП ВС. Мероприятие посвятили рассмотрению ситуации, связанной с принятием распоряжения правительства РФ о введении обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции, при которой каждая единица товара помечается уникальным идентификатором.

Генерация кодов для маркировки товаров является платной — по 50 копеек без учета НДС за каждый идентификатор. В соответствии с требованиями законодательства некоторыми маркированными товарами нельзя торговать, если предприниматель применяет ЕНВД и патентную систему налогообложения. С 2020 года обязательная маркировка поэтапно коснется лекарств, обуви и одежды, изделий из натурального меха. К этому списку добавляются и отдельные виды молочной продукции.

Обязательное чипирование молока, сливок и мороженого предполагалось ввести в России с 20 января 2021 года, а с 1 октября следующего года обязательная маркировка должна была распространиться на всю молочную продукцию. Согласно обновленной "дорожной карте", с января следующего года участие в программе будет добровольным, а обязательные требования начнут поэтапно вводиться только с мая 2021 года.


Молоко. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Введение обязательной маркировки молочной продукции в России может быть перенесено с января на май 2021 года. Это следует из новой "дорожной карты", подготовленной Минпромторгом, Минсельхозом и оператором системы маркировки — Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) при участии представителей отрасли. Известно, что вопрос переноса сроков маркировки обсуждался также с Минэкономразвития России.

Так, с 15 июля 2019 года проводится эксперимент по маркировке готовой молочной продукции. При этом большинство участников молочного рынка уже сейчас отмечают удорожание молочки, как основной риск внедрения обязательной маркировки.


Молочная продукция. Фото: Вероника Мурватова, UssurMedia

По мнению президента Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексея Соболя, решение отложить маркировку молочной продукции было правильным. Он отметил, что, несмотря на эксперимент по внедрению маркировки, производители молочной продукции, особенно малые и средние предприятия, не готовы к старту программы по причине значительных дополнительных расходов на нее. Кроме того, серьезные коррективы в деятельность молочной промышленности внесли ограничительные меры из-за распространения коронавируса — большинство производителей сегодня пытаются "выжить" и сохранить коллективы предприятий.

Обращения обеспокоенных введением обязательной маркировки продукции предпринимателей поступали в ТПП Восточной Сибири. Представители бизнеса настаивали на проведении более тщательного анализа целесообразности введения маркировки отдельных видов товаров, а также хотели получить сопоставление требуемых расходов и прогнозируемых выгод от внедрения системы.

Как считают представители молочной промышленности, введение сплошной маркировки не решит проблему наличия на молочном рынке фальсифицированной продукции, так как не обладает специфическими возможностями, такими как контроль сырья и состава продукции. Кроме того, ключевые функции прослеживаемости сырья уже решены в системе "Меркурий", которая также продолжит действовать после введения обязательной маркировки.

Серьезную озабоченность предпринимателей вызвали и большие дополнительные расходы, которые потребуются при введении обязательной маркировки. В частности, по оценкам экспертов, в масштабах молочной отрасли на внедрение системы сплошной маркировки требуется более 45 млрд рублей при том, что чистая прибыль всех производителей молочной продукции в 2018 году составила 35 млрд рублей. Необходимость таких масштабных инвестиций станет обременением для малого и среднего бизнеса и может привести к уходу с рынка многих предприятий.

ТПП Восточной Сибири направила письмо первому заместителю председателя правительства Иркутской области Руслану Ситникову, где указала позицию производителей молочной продукции в свете возможных негативных последствий для большинства предприятий отрасли при введении обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции. Также были представлены результаты мониторинга предприятий молочной отрасли региона, в том числе крупных, средних и малых сельхозтоваропроизводителей, крестьянско-фермерских хозяйств.

В рамках мониторинга, проведенного ТПП ВС, представители бизнеса резко отрицательно оценили введение обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции и привели доводы в поддержку своей позиции. Так, по мнению участников рынка, молочная отрасль является одной из самых низкомаржинальных. На территории области более 60-ти предприятий занимаются производством молочной продукции. По экспертным оценкам, затраты товаропроизводителей региона на введение системы обязательной маркировки составят сотни млн рублей.

В качестве примера, внедрение системы обязательной маркировки молочной продукции на предприятии СХАО "Белореченское" — одном из крупнейших сельхозтоваропроизводителей Иркутской области, по предварительным данным, оценивается в 70 млн рублей на первоначальном этапе, а также требует ежегодных затрат на обеспечение функционирования системы — порядка 60 млн рублей. Без средств федерального или областного бюджета сохранить отрасль производства и переработки молока доходной предприятию не представляется возможным.

"Позиция Торгово-промышленной палаты касательно вопроса обязательной маркировки понятна. Мы вместе не раз делали различные запросы и в областное правительство, и в федеральное. Здесь наше мнение совпадает с мнением ТПП и большинством производителей молока и молочных продуктов. Основная заявленная задача программы маркировки — борьба с фальсификацией и контрафактом. Но данные вопросы в настоящее время успешно решает система "Меркурий". Что касается обязательной маркировки — она представляет собой просто дополнительную QR-метку на продукте, которая влечет за собой колоссальное удорожание производственного процесса — стоимость дополнительного оборудования может исчисляться сотнями миллионов рублей.

Результат таких затрат в итоге скажется на цене финального продукта и "ударит" по карману потребителя. Эта мера повлечет повышение стоимости на товары первой необходимости. Правильно ли увеличивать затраты на производство необходимых продуктов во время глобального экономического кризиса, когда товаропроизводителям и населению нужна особая поддержка? Мало того, сама система толком не проработана, что может повлечь за собой сбои. А плата за генерацию кодов для маркировки товаров идет не в государственную казну, а в "третьи руки",— комментирует заместитель генерального директора СХПАО "Белореченское Степан Франтенко.


Степан Франтенко. Фото: Пресс-служба ЗС Иркутской области

По информации, предоставленной компанией "Ангария "Фабрика мороженого", члена "Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири", на внедрение проекта системы маркировки требуются инвестиции на сумму свыше 57 млн рублей. Руководство компании отмечает, что для установки необходимого оборудования потребуется изменение технологической цепочки для удлинения линий упаковки, включения узла отбраковки нечитаемых системой кодов, установку отдельного транспортера для вывода и сбора продукции для дальнейшего списания. Данная сумма для предприятия является убыточной и приведет к банкротству.


мороженое. Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia

"Маркировка якобы предусматривает "спасение" предпринимателей от контрафакта, то есть от подделки товаров. Но чтобы подделать молочную продукцию, особенно мороженое, необходимо построить промышленные цеха и закупить оборудование, которое стоит баснословных денег. Прецедентов на фальсификацию нашей продукции нет, к тому же с отслеживанием ее качества справляется система "Меркурий". Соответственно, наличие дополнительной системы нерентабельно и приведет к "задвоениею".

Я рассматриваю эту проблему со всех сторон и не понимаю, ради чего вводится маркировка. После введения данных мер молочная продукция может подорожать на 20-30%, а к повышению цен могут добавиться перебои в работе системы, как это сейчас наблюдается с лекарствами. В один прекрасный момент по этой причине рынок пищевых продуктов может просто парализовать. Примечательно, что подобную систему не внедряют нигде в мире", — сообщил генеральный директор компании "Фабрика мороженого "Ангария" Юрий Федонов.

"Расходы на внедрение системы сплошной маркировки является более чем значительными, что неминуемо повлечет рост себестоимости продукции. В условиях низкого потребительского спроса производители обеспокоены, что их продукцию перестанут покупать. В тоже время, внедрение системы маркировки для субъектов малого и среднего предпринимательства и вовсе непосильна, и минимизирует шансы небольших локальных производителей в конкурентной гонке с крупными игроками индустрии. В последние годы именно малые сельхозпредприятия, КФХ и индивидуальные предприниматели увеличили поголовье коров благодаря существенной господдержке, общее же их количество в стране сократилось на 16,5% за последние 10 лет", — говорится в сообщении.

По мнению бизнесменов, несмотря на то, что целью введения обязательной маркировки продукции является борьба с контрафактом и поддержка добросовестных производителей, это влечет серьезные затраты для малого и среднего бизнеса. В частности, Национальный союз производителей молока оценил совокупные единовременные инвестиции на внедрение системы маркировки молочной продукции для отрасли в 25 млрд рублей, а ежегодные затраты на ее поддержание — примерно в 20 млрд рублей. Безусловно, такие расходы могут негативно повлиять на сельхозпроизводителей и привести к полной остановке деятельности многих предприятий.

"Безусловно, предприниматели сталкиваются с большим числом сложностей при переходе на систему оборота маркированной продукции. Поэтому на площадке ТПП ВС мы начали знакомить бизнес с особенностями введения сплошной маркировки на отдельные группы товаров, провели заседание профильного комитета, вместе с предпринимателями проанализировали возможные риски и издержки. В данном случае наша задача — проработать комплекс мер по поддержке предпринимателей, прежде всего малого бизнеса", — отметил Алексей Соболь.


Алексей Соболь. Фото: Пресс-служба ТПП Восточной Сибири

Целесообразность введения обязательной маркировки и необходимость поддержки производителей молочной продукции обсуждались среди прочих вопросов на встрече министра экономического развития страны Максима Решетникова и губернатора Иркутской области Игоря Кобзева с бизнес-сообществом Приангарья в сентябре. На встрече члены ТПП ВС рассказали министру, что введение цифровой маркировки повлечет дополнительную финансовую нагрузку на производителей в связи с неизбежными затратами на приобретение необходимого оборудования, переустройство производственных линий, покупку цифровых кодов, расширением штата и обучением сотрудников работе в новой системе. Они также отмечали, что финансовые затраты предприятий на внедрение маркировки повлекут за собой удорожание молочной продукции и, как следствие, снижение потребительского спроса.


Молокопродукты. Фото: Вероника Мурватова, UssurMedia

Кроме того, как отметили участники заседания, сегодня предприятиям катастрофически не хватает информации о механизме проведения маркировки и требованиях, предъявляемых к этому процессу.

Подробнее: https://irkutskmedia.ru/news/1017731/

× Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.